Рубрика «Из наболевшего».
В своей практической работе, часто сталкиваюсь с одним странным феноменом, которому пока не могу найти объяснения.
Родственники ( чаще родители, жены/ мужья) искренне уверены, что «несут ответственность» за больного и «имеют полное право получить всю информацию о его диагнозе и лечении». Особенно забавно, когда в качестве аргумента звучит «мы же официально женаты». Это было бы даже смешно, если бы не было так грустно.
Официальный брак никаких особых юридических прав, кроме имущественных, по отношению к другому человеку не даёт.
Ещё могут пустить в реанимацию, но это не точно. Также и родители совершеннолетних уже не несут отвественности и не имеют никаких особенных прав на своих детей.
В законе о врачебной тайне ( ст 61 Закона о врачебной помощи) ничего не сказано об особых правах родственников на информацию , если речь идёт о взрослом человеке.
Любая медицинская информация- тайна. Что либо сообщать родственникам можно только с письменного согласия пациента, где он должен четко написать, о чем и кому можно рассказать.
Кстати в России большое количество выигранных пациентами судебных дел против не в меру разговорчивых врачей.
Это кажется так понятно и так очевидно, но каждый день, мне приходится отбивать атаки «заботливых родственников», которые «имеют право».
Или изображать из себя дипломата, стараясь сказать что то, не сказав при этом ничего.
Сложно.
Наверное все это следствие патологического «слияния», свойственного очень многим нашим семьям. Когда родители не могут «отделить» от себя ребёнка, сколько бы лет ему не было.
Я видела мам 30-ти, 40- летних «детей», которые искренне удивлялись, наткнувшись на какие то ограничения их «абсолютной власти», то есть конечно «безграничной самоотверженной заботе».
Для психических расстройств в законе нет никаких исключений. Врач психиатр, а уж тем более родственники, не могут объявить человека «невменяемым» и ограничить его право на врачебную тайну. Это может сделать только суд. Причём это очень долгая, сложная процедура. Подаётся исковое заявление об ограничении дееспособности, потом суд назначает психиатрическую экспертизу, потом на основании результатов экспертизы, принимается решение об ограничении или лишении дееспособности и назначении опекуна. Весь этот процесс возможен , если речь идёт об тяжёлых инвалидизирующих психических расстройствах, чаще это деменция или злокачественные формы шизофрении с быстрым формированием дефекта.
Только имея на руках такое решение суда, родственники получают «права» по отношению к совершеннолетнему , примерно такие же как есть у родителей по отношению к ребёнку.
В всех остальных случаях, хочется закричать: Идите на фиг (то есть на личную или семейную психотерапию, конечно)
